Теперь покажем, как можно создать на ассемблере еще один эффект, который, несмотря на относительную простоту реализации, пользуется в игровых программах довольно большой популярностью. Вкниге [1] мы показывали, как добиться эффекта бегущей строки средствами Бейсика, однако интерпретатор не позволил нам добиться плавного движения букв. В ассемблере же можно без особого труда устранить этот недостаток, правда, для этого нам придется познакомиться еще с одним типом команд, выполняющих различные виды сдвигов битов в регистрах или в памяти.
Смысл сдвигов заключается в том, что все биты, не меняя своего относительного положения, смещаются вправо или влево. В зависимости от типа команды уходящие «за край» биты могут появляться с противоположной стороны (циклические сдвиги) либо теряться (нециклические или простые сдвиги). Например, после циклического сдвига влево числа 11001001 получится результат 10010011, а после простого сдвига вправо этого же значения - ?1100100. Знак вопроса на месте 7-го бита означает, что его значение зависит от результата предыдущей операции, а точнее, от состояния флага переноса CY; если он был установлен, то в 7-м бите появится единица, в противном случае - 0.
Существуют четыре команды для смещения битов в регистре A:
На Рисунок 5.2 показаны схемы направлений перемещения битов во всех четырех перечисленных командах. После их выполнения все основные флаги (кроме CY, конечно) остаются без изменений, а во флагах N и H появляются нули.