Как написать игру для ZX Spectrum на ассемблере



         

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СОПРОЦЕССОР



МУЗЫКАЛЬНЫЙ СОПРОЦЕССОР

Несоизмеримо большими возможностями для создания звукового оформления игровых программ обладают компьютеры ZXSpectrum 128 и Scorpion ZS 256, благодаря встроенному в них трехканальному музыкальному сопроцессору.

Мы уже показали, как можно в одном стандартном звуковом канале совместить два голоса, однако из-за наложения частот звук при этом получается «грязным», чересчур насыщенным гармониками, напоминая по тембру широкораспространенный в свое время гитарный эффект FUZZ. Музыкальный же сопроцессор позволяет получить одновременно до трех чистых тонов. Но его достоинства не ограничиваются только этим.

Как известно, музыкальный звук характеризуется тремя основными параметрами: частотой, которая определяет высоту тона, тембром (окраской), зависящим от количества и состава гармоник и амплитудой, определяющей громкость звучания. Используя только стандартный звуковой канал, легко можно управлять высотой звука, несколько сложнее получить различную окраску тона и практически невозможно влиять на громкость, а вот музыкальный сопроцессор позволяет манипулировать и этим третьим параметром, варьируя громкость звука от Forte до полного его исчезновения. Правда, что касается тембра, то и здесь, к сожалению, нет простых решений и приходится прибегать примерно к тем же методам, что и при управлении стандартным выводом. Зато вы можете без труда получить эффект «белого» шума, причем его среднюю высоту также можно регулировать.

Нельзя не упомянуть и еще об одной особенности музыкального сопроцессора. Он работает совершенно независимо, без опеки центрального процессора, поэтому последний может быть занят каким-нибудь полезным делом (например, опрашивать клавиатуру либо выводить на экран текст или графику), в то время как музыкальный сопроцессор самостоятельно извлекает звук. CPU лишь изредка нужно отвлекаться от своей работы, чтобы дать своему «коллеге» указание перейти к следующей ноте, а затем он вновь может вернуться к решению более насущных проблем.




Содержание  Назад  Вперед