Как написать игру для ZX Spectrum на ассемблере


   кофемашина в безвозмездное пользование, продажа чая, чайные церемонии        

ПРОСТЕЙШАЯ ПРОГРАММА В МАШИННЫХ КОДАХ



ПРОСТЕЙШАЯ ПРОГРАММА В МАШИННЫХ КОДАХ

Как мы уже говорили, ассемблер невысоко поднялся над машинным языком, поэтому, прежде чем бросаться с головой в программирование, будет полезно составить хотя бы несколько коротеньких программок чисто в машинных кодах. Это позволит гораздо лучше прочувствовать идеологию ассемблера и понять, как работает микропроцессор.

Большинство программ на машинном языке, имеющих возврат в Бейсик, заканчивается кодом 201 (в мнемоническом обозначении - RET), который аналогичен оператору RETURN. Поэтому простейшая программа может состоять всего из одного байта. Давайте сейчас создадим такую программу, а потом и выполним ее. Введите с клавиатуры оператор

POKE 40000,201

а затем, чтобы проверить действие полученной «программы», запустите ее с помощью функции USR, например, так:

RANDOMIZE USR 40000

Вроде бы ничего особенного не произошло - никаких видимых или слышимых эффектов. Но, по крайней мере, ваш компьютер выдержал подобное испытание и при этом не «завис» и не «сбросился» (если он исправен, конечно, на что мы надеемся). Программа нормально завершила свою работу и благополучно вышла в Бейсик с сообщением 0 OK.

Теперь попробуем запустить ее несколько иным способом. Заменим оператор RANDOMIZE на PRINT:

PRINT USR 40000

То, что вы увидели на экране - весьма существенно и может очень пригодиться в будущем. Компьютер напечатал то же самое число, которое мы использовали в качестве аргумента функции USR. Можете проверить, что это не случайное совпадение, введя строку

POKE 40001,201: PRINT USR 40001

Можете попробовать проделать то же самое и с другими адресами, только не слишком увлекайтесь, чтобы не залезть в «запрещенные» области памяти. Для подобных экспериментов лучше не выходить из диапазона адресов от 30000 до 60000, да и то лишь в том случае, если память компьютера свободна от каких-либо других программ.

Для того, чтобы каким-то образом использовать полученный результат, необходимо понять причину такого странного поведения компьютера. Ответ на эту загадку заключается в том, что USR - это функция, а любая функция, по своему определению, должна получать что-то на входе и возвращать нечто на выходе. Поэтому остается лишь выяснить сущность этих «что-то» и «нечто» - и вопрос можно считать решенным.




Содержание  Назад  Вперед