Как написать игру для ZX Spectrum на ассемблере

       

Проверка условий. Флаги


Иногда бывает удобнее задавать счетчик цикла не в регистреB, а в каком-то другом. Это немногим сложнее описанного способа, но тут нам понадобятся, по меньшей мере, еще две новые команды: одна для уменьшения значения выбранного регистра и другая, похожая на бейсиковский оператор IF...THEN, для проверки условия достижения конца цикла.

Для изменения содержимого регистров на единицу имеется два типа команд: INC (Increase) - увеличение и DEC (Decrease) - уменьшение. Попутно заметим, что эти же команды применимы не только к отдельным регистрам, но и к регистровым парам. Например, для уменьшения на 1 значения аккумулятора нужно написать команду

DEC A

а для других регистров или регистровых пар, как вы догадываетесь, достаточно вместо A написать другое имя. Команды увеличения INC пишутся аналогичным образом.

Несколько сложнее дела обстоят с проверкой условий. Это еще один момент, имеющий со средствами Бейсика лишь очень отдаленное сходство. Чтобы объяснить, как микропроцессор реагирует на то или иное условие, прежде всего нужно ввести еще одно новое понятие - флаги.

Строго говоря, с принципом флагов вы уже встречались и в Бейсике. Вспомните, например, команду POKE 23658,8, которая включает режим ввода прописных букв. Флаги применяются в тех случаях, когда нужно передать какое-то сообщение из одной части программы в другую. Установив бит 3 (число 8) системной переменной FLAGS2, мы посылаем драйверу клавиатуры сообщение о том, что все вводимые буквы нужно переводить в верхний регистр.

Вернемся теперь к флагам микропроцессора. Здесь они имеют то же назначение и передают программе сообщения о выполнении или невыполнении различных условий. Как вы знаете, компьютер - машина бескомпромиссная и приемлет лишь два ответа: либо да, либо нет, а все остальное от лукавого. Поэтому для сообщения о принятии того или иного решения достаточно одного-единственного бита: если бит установлен в 1, то решение положительное, если он сброшен в 0, то это означает, что условие не выполнено. Другое дело, что самих проверяемых условий может быть несколько, и для каждого из них зарезервирован свой бит специального регистра, который так и называется: флаговый, или регистр F. Кстати, это и есть тот самый загадочный регистр, который образует пару совместно с аккумулятором.

Сначала перечислим все возможные условия, проверяемые микропроцессором, а затем кратко поясним каждое из них в отдельности. Вот они:

  • ноль (флаг Z);
  • перенос (флаг CY);
  • четность/переполнение (флаг P/V);
  • отрицательный результат, знак (флаг S);
  • вычитание (флаг N);
  • вспомогательный перенос (флаг H).
  • Всего, как видите, можно проверить 6 условий, и в регистре флагов F задействовано, соответственно, 6 битов, а два остались без применения. На Рисунок  5.1 показано, какой из битов за какое условие ответственен. Крестиками обозначены неиспользуемые биты.



    Содержание раздела